Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/ds-81/ds-81.ru/docs/components/com_sef/joomsef.php on line 815
Формирование речевого аппарата у детей - Детский сад 81 Краснодар

Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Формирование речевого аппарата у детей
04.07.11 01:10

Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значительными оказываются не столько сами составные части, сколько отношения, в которых они находятся между собой. Восприятие, как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем и анализаторов. Кора головного мозга, включая в свой состав многочисленные анализаторы, сама является грандиозным анализатором внешнего мира и внутренней среды организма. Установлено наличие трех корковых областей: сенсорные, моторные и ассоциативные.

Сенсорные зоны локализованы в определенных областях коры: зрительная сенсорная зона располагается в затылочной области обоих полушарий, слуховая - в височной области, зона вкусовых ощущений - в нижней части теменных областей, соматосенсорная зона, анализирующая импульсацию с рецепторов мышц, суставов, сухожилий, кожи располагается в области задней центральной извилины.

 

Моторные области коры. Зоны расположения которых закономерно вызывает двигательную реакцию, называют моторными или двигательными. Они расположены в области предцентральной извилины. Моторная кора имеет двусторонние внутрикорковые связи со всеми сенсорными областями. Это обеспечивает тесное взаимодействие сенсорных и моторных зон.

 

В ассоциативной коре расположены и центры, связанные с речевой деятельностью. Ассоциативные области коры рассматриваются как структуры, ответственные за синтез поступающей информации, и как аппарат необходимый для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам. С ассоциативными зонами коры связано формирование свойственной только человеку второй сигнальной системы.

 

Анализаторные системы осуществляют превращение раздражителей внешнего мира в первые сигналы и передачу их в центры головного мозга. Эти сигналы на различных уровнях головного мозга преобразуются и перекодируются. В высших отделах центральной нервной системы преобразование сенсорных сигналов завершается ощущениями и представлениями, осознанием образов.

И.П. Павлов впервые создал представление об анализаторе, как о единой системе анализа информации, состоящей из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального.

 

Периферическим звеном анализаторов являются рецепторы. Они представлены нервными окончаниями или специальными нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциями.

Проводниковый отдел анализатора составляют центростремительные нейроны, проводящие пути от рецепторов до коры больших полушарий.

Центральную часть или корковый отдел анализатора представляет собой участие коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований. Уже в рецепторной части начинается анализ воспринимаемых раздражений. Здесь идет простейший анализ и раздражение трансформируется в процессе возбуждения.

 

Более совершенный анализ происходит в подкорковых образованьях. Высший и наиболее тонкий анализ осуществляется в коре больших полушарии головного мозга, в корковом отделе анализатора. Анализаторные системы созревают постоянно и начинают функционировать в различные фоки онтогенетического развития. Созревание анализаторных систем определяется развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения, заканчиваются к первому полугодию.

Под анализатором И.П. Павлов понимал единую систему, составляющую из трех функционально связанных между собой элементов: рецептора - периферической части анализатора, проводниковой части, мозговой» или центральной части, представленной соответствующей областью коры головного мозга.

 

Периферическая часть - рецепторы - специализирована к восприятию определенного вида раздражителя. Проводниковая часть проводит возбуждение с периферии в центральную нервную систему, вплоть до коры головного мозга. Мозговая, или корковая, часть анализатора, особенно его ядро, является высшим отделом анализатора. Именно сюда поступает возбуждение и здесь происходит тончайший анализ поступившего возбуждения. В этом отделе анализатора, возбуждение воспринимается как ощущение.

 

Каждое из этих ощущений возникает в следствии раздражения, которые воспринимаются специальными рецепторами. Количество рецепторов, воспринимающих разные виды внешних раздражений различною. Очень богата рецепторами кожа ладоней рук. Участками кожи, наиболее чувствительными прикосновению и давлению, являются кончик языка и пальцы.

Поэтому уделяется самое пристальное внимание развитию мелкой моторики руки ребенка. Существует точка зрения, что управляемое развитие пальцев рук ребенка, оказывает положительное влияние на развитие речи ребёнка, особенно в сенситивные периоды созревания речевых областей мозга.

Боровик С.А. –воспитатель

МДОУ « Детский сад № 158»