Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/ds-81/ds-81.ru/docs/components/com_sef/joomsef.php on line 815
Безопасность педагогического пространства и условия его организации - Детский сад 81 Краснодар

Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Безопасность педагогического пространства и условия его организации PDF Печать
14.09.09 19:30

Безопасность педагогического пространства и условия его организации

Работая с детьми в условиях полипрограммности, необходимо определиться в критериях, которые регламентируют воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, обеспечивая им безопасное педагогическое пространство.

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, мы определяем требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информативной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

 

 

«Безопасность педагогического пространства и условия его организации»

Работая с детьми в условиях полипрограммности, необходимо определиться в критериях, которые регламентируют воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, обеспечивая им безопасное педагогическое пространство.

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, мы определяем требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информативной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной среды (и шире общей культурной среды). Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Доказано, что находясь целый день в течение 4-5 лет в агрессивной педагогической среде у ребенка ухудшается и психическое и физическое здоровье. Поэтому так остро стоит необходимость создания безопасного педагогического пространства.

Нормативные документы

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом. И на данный момент главным документом в создании предметно-развивающей среды являются  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 года

Понятия

Само понятие «развивающая предметная среда» было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1980 года, но исследования в этой области были начаты значительно раньше – вскоре после открытия в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. Были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего и дошкольного возрастов. К середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы различные конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, сформирована система развивающих игрушек для младенцев.

Следующим этапом обострения внимания к проблемам развивающей среды в детском саду явилось опубликование в 1993 году документа «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова), который определил необходимость комплексного подхода к этой проблеме.  

Комплекс условий

В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу  своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка.

Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада. Соответствие этих условий устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведение режимных моментов, организация питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса.

Раскрытие понятий

Все названные условия признаны удовлетворять жизненно важные – витальные потребности ребенка, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Функции

Нужно, отметить, что поиск новых педагогических технологий, реализующих сегодня личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми, заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды в ее широком смысле, определить место педагога и ребенка в развивающей среде.

Роль развивающей среды хорошо прослеживается с позиции ее основных функций:

Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать интересы своим содержанием и видом.

Воспитательная функция. Правильное наполнение и построение развивающей среды, должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором:

- уступить или взять себе,

- поделиться или действовать самому,

- предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.

Сама среда является центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция. Развивающая среда каждого деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого и находиться в «зоне ближайшего» развития самого сильного в группе ребенка.

Принципы по Петровскому

Чтобы предметно-развивающая среда выполняла свои основные функции, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы. Рассмотрим эти принципы подробно, а так же их проиллюстрируем.

Принцип дистанции

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей – это установление контакта между ними. Педагогу наиболее важно найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других, и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты со сверстниками и взрослыми.

Необходимо создать условий для доверительного общения «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

Этот принцип реализуется:

- в смене позиций: на диване, в «домашней обстановке», на ковре, за столами.

- в специально организованной обстановке: в автобусе, внутри шалаша, в гостях у Барона Мюнхаузена, на поляне и др.

- в позиции воспитателя: смотреть в глаза; позой, мимикой выражать слушание, заинтересованность; осуществлять поглаживание, обнять ребенка, прижать к себе.

Принцип активности

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здоровья. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Интенсивно насыщать проблемными и незавершенными образами, стимулами движений.

- Реализовать принцип активности возможно через создание условий для выполнения реальных практических дел: записаться в библиотеку, купить продукты для куклы Маши, сходить на прием к врачу.

- использование изготовленных моделей: на Севере, уголок Африки, у древнего человека и др.

- в доступном месте листы бумаги, фломастеры, тетради, конструктор, лото.

- условия выбора для лепки, рисования, аппликации, конструирование из разных материалов

- в свободном доступе ширма, различные виды театра, музыкальные инструменты для театральных инсценировок.

Принцип стабильности и динамичности

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

- смена настенных картин, портретов писателей, художников

- переносные ширмы для показа кукольного, пальчикового театров, которые можно использовать по разному, используя фантазию.

- аудиозаписи, диафильмы

- настенная магнитная доска, фланелеграф, с набором сменных экспозиций.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности, с помощью трансформирующего легкого оборудования. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть "пульсирующим", чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается например,  за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Желательно конечно если столы будут легкими, подвижными.

В качестве примера на фото изображен центр изобразительной деятельности и центр ручного труда для мальчиков и девочек.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Среда должна побуждать у детей активность, давать возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Предоставлять «личное» пространство, возможность уединиться, заняться своим делом. Это обеспечивается продуманным набором стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Как реализуется этот принцип: - это наличие альбомов, фотоальбомов, открыток, наличие зеркал, комфортной обстановки в групповом и раздевальном помещении.

Принцип открытости и доступности

Этот принцип представлен в нескольких аспектах. Открытость природе – такое построение среды, которое способствует единству человека и природы. Открытость культуре – присутствие элементов настоящей живописи, литературы, музыки, элементов культуры своей страны, края. Открытость обществу – обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Но в тоже время осуществляется самостоятельный выбор материала, так как то, что расположено в группе находится в свободном доступе и открыто для деятельности. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом возраста и половых различий, представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

- куклы, машины, альбом моделей одежды, альбом марок машин, распределение ролей в сюжетно-ролевых играх…

Принцип соответствия возрасту

Соответствие возрасту – одно из значимых и в тоже время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам.

Принцип эстетического оформления

Общий вид сегодняшних помещений детского сада должен представлять светлое, воздушное пространство с небольшим количеством оформительских деталей, выполненных в едином стиле и мягко дополняющих домашнюю атмосферу быта. Все это связано не с отдельными требованиями эстетики, а диктуется, прежде всего, необходимостью охраны и укрепления детской психики. Отсюда вывод: надо отказаться от стремления заполнять все имеющиеся свободные места на стенах, убрать фотообои; продумать оформление уголков дежурных, календарей природы и погоды, выставок детских работ, наглядных материалов для родителей. Необходимо использовать своеобразный язык искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).

За устройство помещений, относящихся к возрастным группам, отвечают в первую очередь воспитатели этих групп. При этом в организации отдельных зон для конкретных видов деятельности детей принимают участие специалисты: при оформлении музыкальных уголков, уголков театрализованной деятельности в группе – музыкальный руководитель, руководитель театральной студии (если таковой имеется); при организации зон для двигательной активности – инструктор по физической культуре; педагог-психолог – должен нести ответственность за создание условий для развития и обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.

Современные подходы к среде

Анализ современных методических материалов показывает, что в последние десятилетие во многих дошкольных учреждениях появились новые элементы развивающей предметной среды. Мы  их разделили на: кабинеты, центры, музеи, комплексы.

Кабинеты (художественно-ручного труда, специалистов ДОУ)

В современном детском саду работают не только воспитатели, но и другие специалисты – музыкальные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образование и др.  Каждый из них организует  педагогический процесс в определенных помещениях, использует соответствующее оборудование при работе с детьми, в той или иной степени принимает участие в создании дизайна среды развития ребенка. Для того чтобы эта деятельность осуществлялась профессионально, необходимо, чтобы каждый из специалистов осознал собственную ответственность за определенное свое направление.

Согласованная профессиональная деятельность разных специалистов способствует созданию оптимальной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Комплексы (эстетические, компьютерно-игровые) Комплексы обычно представляют собой сочетание нескольких помещений, в которых создаются условия для определенного вида деятельности ребенка. Например, совмещенный музей с изостудией, эстетический комплекс – где создаются декорации, костюмы, различные атрибуты и проигрываются театральные постановки.

Наибольшую популярность получили эстетические и компьютерно-игровые комплексы.

Центры (игры, игрушки, краеведения, экологии, сенсорики) Помимо комплексов и кабинетов, к новым элементам развивающей предметной среды можно отнести и центры (мастерская игрушек, вернисаж игр, сенсорная комната, комната для игр с водой и песком). Они служат местом концентрации различных материалов и оборудования, собранных для решения тех или иных образовательных проблем. Прежде всего, центры предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. Они могут занимать часть группы, кабинета комплекса или отдельное помещение.

Музеи (истории вещей, природы).

Музейная педагогика прочно завоевала в дошкольном образовании свое место под солнцем. Каких только музеев сегодня не увидишь в детских садах! Они бывают разными по тематике, по месту расположения, по формам использования в работе с детьми. Чаще всего встречается две группы музеев: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях есть так называемые фольклорные избы, комнаты, в которых выставлены предметы быта наших предков. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с ее историей. Особенно с историей, культурой, бытом и традициями народов Кубани.

Организация педагогического процесса.

Организация педагогического процесса должна соблюдаться согласно СанПинам. Ее нарушение и несоблюдение правил трудовой дисциплины, ведет к нарушению охраны жизни и здоровья детей, что является основной задачей работы дошкольного учреждения.

Организация групповой среды

Вернемся к организации групповой среды. Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек в соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и учреждения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Две беды в ДОУ г. Краснодара. Одни детские сады залиты солнцем, и как не парадоксально, игровые столы, столы для изодеятельности стоят вдоль солнечных окон и дети слепнут от яркого солнца. Вторая группа садов, где помещения затемнены вследствие близко расположенных к зданию деревьев. В этих садах детская деятельность удалена от окон и дети сидят на занятиях лицом к окнам, что тоже нарушает зрение детей. В этих же садах зеленые растения, цветы занимают место на окнах или вблизи окон, ухудшая освещение детских мест.

В некоторых ДОУ не выделены центры познавательной деятельности, или если имеются, не правильно сориентированы согласно освещенности.

Цветовое оформление стен порой не выдерживает критики: яркие тона, пестрые темные рисунки на обоях перегружают психику детей.

Крупногабаритная мебель: кресла, диваны занимают 1/3 площади двигательного пространства.

В группах раннего возраста зачастую не выделена зона движения, которая должна занимать 1/3 площади групповой комнаты.

Экологическое пространство.

- Животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, принимаются с разрешения ветеринарного надзора, при подборе животных необходимо учитывать состояние здоровья детей.

- Растения – очищающие воздух от пыли и бактерий, поглощающие вредные вещества и элиминирующие аллергены в помещение.

- Уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ. В СанПинах также определены требования к использованию телевизора и компьютера.

Кто и на какие денежные средства будет создавать предметно-развивающую среду при отсутствии финансирования? Сегодня, к сожалению, педагоги вынуждены обращаться к родителям, и, надо им отдавать должное, родители принимают посильное участие в приобретении игр и пособий; с их помощью группы становятся уютными, красивыми и комфортными.

Однако разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Развивающую среду создают сами педагоги, своими руками. В свободное от работы время они шьют, вяжут, клеят, придумывают интересное оформление группы. От мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого ребенка.